Исследовательская деятельность

Основополагающий принцип: Решение о проведении исследования должно основываться на взвешенном суждении отдельного психотерапевта о том, как наилучшим образом внести вклад в науку и благополучие общества. Приняв решение провести исследование, психотерапевт должен рассмотреть альтернативные направления, на которые могли бы быть направлены энергия и ресурсы исследования. На основе этого анализа психотерапевт должен приступить к исследованию с уважением к людям, участвующим в исследовании, и заботой об их достоинстве и благополучии. Он должен следовать положениям и профессиональным стандартам, регулирующим проведение исследований, в которых испытуемыми являются люди.

Принцип 9.a: При планировании обучения психотерапевты-исследователи берут на себя ответственность за то, насколько этически оно приемлемо. Учитывая, что определение научных и гуманистических ценностей предполагает компромисс всех принципов, психотерапевты-исследователи берут на себя обязательства следовать Этическому кодексу ОППЛ и соблюдать все возможные меры защиты прав участников.

Принцип 9.b: Выяснение условий, в которых участник запланированного исследования может стать «объектом риска» или «объектом минимального риска» согласно признанным стандартам, — первейшая этическая задача психотерапевтов-исследователей.

Принцип 9.c: Психотерапевты-исследователи должны помнить об обязанности соблюдать этичность в своей работе. Они также ответственны за этичное отношение к участникам исследований своих сотрудников, ассистентов, студентов и работников, т.е. всех, кто несет подобные обязательства.

Принцип 9.d: Исключая исследования с минимальным риском, психотерапевты-исследователи должны устанавливать понятные и справедливые соглашения с участниками исследований, которые определяют обязанности и сферу ответственности каждого из них. Психотерапевты-исследователи несут ответственность за выполнение всех обещаний и соглашений этой договоренности. Они обязаны известить участников обо всех аспектах работы, которые могут повлиять на них, и объяснить другие аспекты экспериментов, в которых участники будут задействованы. Невозможность подробного предварительного объяснения и получения согласия на его основе требуют от психотерапевта-исследователя введения дополнительных мер защиты благополучия и достоинства участников исследований. Исследования с привлечением детей или лиц с нарушениями, ограничивающими понимание и/или общение, требуют особых защитных процедур.

Принцип 9.e: В методологических исследованиях могут использоваться обман или утаивание. Перед проведением подобной работы исследователь осознает ответственность за:

а) определение того, насколько использование подобных приемов оправдано предполагаемой научной и образовательной значимостью исследования;
б) определение существования альтернативных методов, помогающих избежать сокрытия и обмана;
в) гарантию того, что участниками исследований будут получены соответствующие объяснения так скоро, как это возможно.

Комитет по Этике и защите профессиональных прав ОППЛ рекомендует методы обмана и утаивания не использовать вообще.

Принцип 9.f: Психотерапевты-исследователи должны уважать свободу выбора человека отказаться от участия в исследовании вообще или на время. Обязательство оберегать эту свободу требует тщательного анализа в случаях, когда психотерапевты-исследователи находятся в позиции власти по отношению к участнику. Подобная позиция включает в себя ситуации, в которых участие в исследованиях является частью занятия, или в которых принимают участие студенты, клиенты или сотрудники исследователя, но не ограничиваются ими. Права личности преобладают над необходимостью закончить исследование.

Принцип 9.g: Психотерапевты-исследователи должны оберегать участников исследования от физического и духовного дискомфорта, вреда и опасности, которые могут быть его результатом. Психотерапевты-исследователи обязаны информировать участников исследований о существовании риска в данных обстоятельствах. Процедуры, которые могут серьезно или надолго повредить пациенту, не используются, если только отказ от них не повлечет еще большего вреда или если исследования имеют огромные потенциальные выгоды, а каждый участник полностью проинформирован и от него получено согласие. Участник исследований имеет право получить от психотерапевта-исследователя полную информацию о том, в течение какого времени предстоящее исследование может повлечь за собой стресс, вред или возникновение беспокойства. Согласие, полученное от пациента, не ограничивает его законных прав и не снимает с психотерапевта-исследователя законной ответственности.

Принцип 9.h: После сбора данных психотерапевты-исследователи обеспечивают участников исследования информацией о сущности исследования, стараясь исключить неверные толкования. В случаях оправданной отсрочки или отказа в предоставлении такой информации психотерапевты-исследователи несут особую ответственность за проведение исследований и отсутствие вредных последствий для участника.

Принцип 9.i: В случае, если исследования имели нежелательные последствия для конкретного участника, психотерапевты-исследователи ответственны за обнаружение и устранение или исправление этих последствий, включая долгосрочные эффекты.

Принцип 9.j: Информация об участниках, полученная в процессе исследования, — конфиденциальна, если не существует иных соглашений, оговоренных заранее. Если есть вероятность доступа к этой информации других лиц, эта вероятность наряду с мерами защиты конфиденциальности объясняется участнику как часть процедуры для информированного согласия.